Информация для родителей

Информация для родителей о назначении психолого-медико-педагогической комиссии и о показаниях к обращению в комиссию.

Уважаемые родители! Чтобы определить объективный уровень развития Вашего ребенка можно обратиться к специалистам, работающим в психолого-медико-педагогической комиссии или просто ПМПК.

Итак, вы решили получить рекомендации специалистов ПМПК по вопросам обучения и развития вашего ребенка. С чего нужно начать?

1.В первую очередь вы пишите заявление на имя председателя ПМПК, в котором просите провести комплексное психолого-медико-педагогическое обследование ребёнка. Следует отметить, что инициатором направления на ПМПК может выступить и образовательная организация, но в обоих случаях требуется согласие родителей.

2. В день заседания комиссии родитель (законный представитель) приходит вместе с ребёнком. Вам могут быть заданы дополнительные вопросы специалистами ПМПК, но и вы можете задавать интересующие вас вопросы педагогам и врачам. Решение в каждом случае принимается коллегиально, специалистами даются рекомендации по дальнейшему обучению, развитию и сопровождению ребенка.

3. С решением комиссии родители могут, как согласиться, так и не согласиться (возможно, решение вас не совсем устраивает), в любом случае осуществление коррекционно-развивающей работы с ребёнком в образовательной организации, изменение программы и формы обучения будет осуществляться только с вашего письменного согласия.

4. По результатам обследования ребенка родителям выдается на руки заключение психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК), с рекомендациями специалистов.

Основные показания для обращения родителей (законных представителей) с детьми и подростками на консультацию специалистов ПМПК

- длительность и выраженные трудности периода адаптации к условиям образовательной организации, детского коллектива, группы детей, с которыми ребёнок общается на улице;

- трудности в общении со сверстниками, явления изолированности или противопоставления себя коллективу, отвержение ребёнка коллективом;

- замедленность формирования и реализации навыков самообслуживания (отставание от сверстников во время еды, одевания, подготовки к занятиям и т.п.), а также житейских знаний;

- трудности формирования и автоматизации учебных навыков, умений и знаний соответственно образовательным стандартам, характерным для конкретного возрастного этапа развития;

- наличие речевых и других нарушений;

- неадекватность поведения ребенка в различных ситуациях;

- повышенная эмоциональная возбудимость, агрессивность и другие проявления этого ряда;

- асоциальные тенденции в поведении;

- неуверенность в себе, плаксивость, обидчивость и т.п.

Уважаемые родители! Чем раньше ребенку будет оказана квалифицированная помощь и поддержка специалистов, тем больше шансов у Вашего ребенка достигнуть успехов в развитии и обучении.

Функции ПМПК:

экспертно-диагностическая,

консультативная,

функция сопровождения,

аналитическая,

информационно-просветительская,

организационно-методическая.

Экспертно-диагностическая функция предполагает диагностику развития ребёнка, обучение и воспитание которого в семье или образовательном учреждении требует специальной психолого-педагогической и сопутствующей медицинской и социальной помощи. Экспертно-диагностическая функция должна обеспечивать достоверность диагностики развития ребенка с опорой на следующие диагностические параметры:

комплексную, всестороннюю, динамическую оценку нарушений в развитии детей от 0 до 18 лет и реализацию по отношению к ним процесса образования;

определение специальных условий получения образования детьми с отклонениями в развитии;

направление детей с отклонениями в развитии для консультирования в учреждения других ведомств, чтобы обеспечить им сопутствующую или основную помощь вне системы образования.

Консультативная функция осуществляется всеми специалистами, работающими в ПМПК, посредством:

консультирования детей и подростков, обратившихся в ПМПК;

консультированием лиц, представляющих интересы детей с отклонениями в развитии (родителей, законных представителей, специалистов сопровождения и др.);

консультирования педагогических работников образовательных организаций, в том числе входящих в состав консилиумов.

Областная ПМПК выполняет эту функцию по отношению к муниципальной ПМПК по поводу тех случаев, с которыми муниципальная ПМПК в нее обратилась (сложные для диагностики и заключения, конфликтные случаи и проч.).

Функция сопровождения обеспечивает:

отслеживание судьбы детей, прошедших через ПМПК, на основе прогноза развития и адаптации в системе образования, в соответствии с данными рекомендациями;

отслеживание результатов деятельности самой ПМПК (соответствие прогноза развития с фактической его динамикой);

отслеживание результатов деятельности ПМП-консилиумов образовательных организаций.

Контроль эффективности рекомендаций осуществляется через территориальную ПМПК (если дети обследовались в областной ПМПК); через ПМП-консилиумы образовательных организаций и непосредственно через родителей/законных представителей (если дети обследовались в ТПМПК).

Аналитическая функция предполагает:

профессиональный анализ своей деятельности каждым специалистом ПМПК;

анализ собственно деятельности ПМПК;

анализ деятельности системы ПМПК по запросу Комитета по образованию (статистическая информация, тенденции развития детей в регионе, обеспеченность образовательных потребностей детей с нарушениями развития и т.д.);

Организационно-методическая функция включает в себя:

координацию деятельности системы ПМПК (организация взаимодействия составных звеньев системы ПМПК и связей с организациями и учреждениями других ведомств). ТПМПК координирует деятельность ПМПк образовательных организаций;

проведение методических совещаний по разным направлениям психолого-педагогической и медико-социальной помощи детям;

организация лекций, семинаров, тренингов, разборов сложных в диагностическом и коррекционном отношении случаев: для специалистов ПМПк, образовательных учреждений

Информационно-просветительная функция осуществляется по вопросам, находящимся в сфере компетенции ПМПК, с использованием различных форм (лекции, семинары, тренинги, консультирование и др.) и средств (печатная продукция, информирование населения через средства массовой информации, включая электронные версии):

просвещение населения, семей;

просвещение педагогических работников и специалистов смежных ведомств, с которыми сотрудничает ПМПК;

просвещение детского населения;

просвещение общественности;

Деятельность ПМПК регламентируется Положением о психолого-медико-педагогической комиссии, утвержденным приказом информационного-методического центра от 03.03.2020 № 12 “Об утверждении положения о территориальной психолого-медико-педагогической комиссии МАУ ЗГО "Информационно-методический центр”.

Целью ПМПК является выявление детей с особенностями в физическом и (или) психическом развитии и (или) отклонениями в поведении, проведение их комплексного психолого-медико-педагогического обследования (далее - обследование) и подготовка по результатам обследования рекомендаций по оказанию им психолого-медико-педагогической помощи и организации их обучения и воспитания, а также подтверждение, уточнение или изменение ранее данных рекомендаций.

По результатам обследования ребенка специалистами ПМПК осуществляется подготовка рекомендаций в форме заключения, в котором указывается:

обоснованные выводы о наличии либо отсутствии у ребенка особенностей в физическом и (или) психическом развитии и (или) отклонений в поведении и наличии либо отсутствии необходимости создания условий для получения ребенком образования, коррекции нарушений развития и социальной адаптации на основе специальных педагогических подходов;

рекомендации по определению формы получения образования, образовательной программы, которую ребенок может освоить, форм и методов психолого-медико-педагогической помощи, созданию специальных условий для получения образования.

Заключение ПМПК носит для родителей (законных представителей) детей рекомендательный характер. Представленное родителями (законными представителями) детей заключение ПМПК является основанием для создания образовательными организациями, иными органами и организациями в соответствии с их компетенцией рекомендованных в заключении условий для обучения и воспитания детей.

Родители (законные представители) имеют право:

присутствовать при обследовании детей в ПМПК, обсуждении результатов обследования и вынесении ПМПК заключения, высказывать свое мнение относительно рекомендаций по организации обучения и воспитания детей;

получать консультации специалистов ПМПК по вопросам обследования детей в ПМПК и оказания им психолого-медико-педагогической помощи, в том числе информацию о своих правах и правах детей;

в случае несогласия с заключением ПМПК обжаловать его в областную ПМПК.

С 1 сентября 2016 года выбор образовательных программ осуществляется в соответствии с приказами Минобрнауки России:

«Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» от 19.12.2014 № 1598;

«Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)» от 19.12.2014 № 1599.

Определение варианта адаптированных основных общеобразовательных программ (далее - АООП) осуществляется на основе рекомендаций ПМПК, сформулированных по результатам его комплексного психолого-медико-педагогического обследования, в случае наличия у обучающегося инвалидности с учетом индивидуальной программы реабилитации или абилитации ребенка-инвалида и мнения родителей (законных представителей).

В процессе освоения АООП сохраняется возможность перехода обучающегося с одного варианта АООП на другой. Основанием для этого является заключение ПМПК. Перевод обучающегося (с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями); с ограниченными возможностями здоровья) с одного варианта программы на другой осуществляется организацией на основании комплексной оценки результатов освоения АООП по рекомендации ПМПК и с учетом мнения родителей (законных представителей) в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Получение начального общего образования в образовательных организациях начинается по достижении детьми возраста шести лет и шести месяцев при отсутствии противопоказаний по состоянию здоровья, но не позже достижения ими возраста восьми лет (ч. 1 ст. 67 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»).

Для проведения обследования ребенка на ПМПК предъявляются следующие документы:

1. Родители (законные представители) предъявляют в комиссию документ, удостоверяющий их личность, документы, подтверждающие полномочия по представлению интересов ребенка

2. Заявление о проведении обследования ребенка в комиссии (по форме, смотреть ниже), согласие на обработку персональных данных (согласие, смотреть ниже).

3. Копию паспорта или свидетельства о рождении ребенка (предоставляются с предъявлением оригинала или заверенной в установленном порядке копии).

4. Направление образовательной организации, организации, осуществляющей социальное обслуживание, медицинской организации, другой организации (при наличии).

5. Заключение (заключения) психолого-медико-педагогического консилиума образовательной организации

6. Заключение (заключения) комиссии о результатах ранее проведенного обследования ребенка (при наличии), (результаты раннего обследования).

7. Подробную выписку из истории развития ребенка с заключениями врачей, наблюдающих ребенка в медицинской организации по месту жительства (педиатра, психиатра, отоларинголога, окулиста, невролога, дефектолога,ортопеда).

8. Характеристику обучающегося, выданную образовательной организации (для обучающихся образовательных организаций).

9. Письменные работы по русскому (родному) языку, математике, результаты самостоятельной продуктивной деятельности ребенка.

Запись на проведение обследования ребенка в комиссии осуществляется при подаче документов.

Информирование родителей (законных представителей) (смотреть ниже) о проведении обследования ребёнка в территориальной психолого-медико-педагогической комиссии информационно-методического центра.

Файлы

Показать еще Показать еще

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.